Педагогическое эссе

«Если вы удачно выберете труд и вложите

в него свою душу, то счастье само отыщет вас».

К. Д. Ушинский

     Педагог. Ведущий за руку. Наставник. Какие замечательные, проникновенные слова! Не каждому в жизни выпадает удача постичь глубину и смысл этих слов. И я рада, что на протяжении 20 лет мне это удается, и с каждым годом для меня раскрываются новые грани этой профессии, накапливается бесценный педагогический опыт. Чего только не было за эти годы... И все же, если последовать советам психологов и, разделив лист пополам, написать на одной половинке все хорошее, а на другое - плохое, то оказывается, все негативное забывается, а вспоминается только хорошее и доброе. Так что же это хорошее и доброе?

      Дети. Я радуюсь возможности ежедневного общения с ними, погружения в процесс получения знаний, совершения новых открытий и творчества. Тем самым я, можно сказать, молодею душой и в то же время профессионально расту. Посмотрите на эти лица, на эти глаза. Верю, что каждый ребенок может стать хорошим, а может и выдающимся человеком.

      Давно Ушинский определил педагогическую аксиому: «Если мы хотим воспитать ребенка всесторонне, так же всесторонне нужно его изучать».  Все дети разные, они по-разному (быстро или медленно) включаются в работу, по-разному воспринимают и осознают то, что педагог объясняет. У них свой индивидуальный стиль познавательной и мыслительной деятельности свои особенности, внимание, восприятие, памяти, воображения. Они отличаются по умственному развитию и способностям, по характеру, по склонностям, по устойчивости интересов, вкусов, привязанности, по мотивам учения, по свойствам темперамента. У них разное отношение к достижением и не удачам. Различные положения в коллективе сверстников. Поэтому так важно педагогу изучать и знать психологические особенности. Знание психологии дошкольников для педагога – профессиональная обязанность.  Ведь память, внимание, модальность и функциональное доминирование полушарий наряду с мотивацией и волей практически основные «инструменты» обеспечивающие успех учебно-познавательной деятельности ребенка. И если в конце рабочего дня снова захочется вернуться к детям, это и будет залогом профессионального мастерства.

       Бытует мнение, что воспитывать дошкольника проще, нежели школьника. Но как глубоко ошибаются эти люди: несомненно, сложнее! Я убеждена, что личность ребенка в дошкольном возрасте только начинает складываться: она легко поддается трансформации, напоминая глину, из которой настоящий творец может вылепить прекрасный сосуд, наполненный не только знаниями, но и добром, любовью, либо неумелый мастак испортит будущее чудо, не сумев раскрыть ни его таланта, ни разгадав устремлений его души. Основной принцип моей работы в воспитании дошкольника можно выразить словами «Воспитанник — не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который надо зажечь».

      В дошкольном возрасте нет мелочей: все сложно, все глубоко, все ранимо. Словно цветок к живительным лучам солнца, тянется ребенок к красоте и добру. И я стараюсь видеть и уважать личность с ее порывами. Личность, которая рождается с самим ребенком, вместе с его первым криком. Видеть и уважать в ребенке Человека – это главное.

     Главное, на мой взгляд, это то, что человек, пришедший в эту профессию, может найти себя и как психолога - консультанта, или как психодиагноста, или все вместе. То есть всегда будет к чему стремиться, всегда можно будет попробовать научиться чему - то новому. В этой науке есть много направлений, из которых можно выбрать именно то, чем хочешь заниматься всю жизнь.   В каком именно направлении иду я? На данный момент - это мир «дошкольного детства». Загадочный мир детской души, как он многолик и разнообразен! И познать его взрослому человеку порой бывает очень нелегко.

     Я где-то слышала, что серость порождает серость, а огонь - зажигает огонь. Полностью с этим согласна. Поэтому на занятиях с воспитанниками, и в свободное время, стараюсь использовать и нестандартные ситуации, и проблемные задачи, и занимательные истории, и творчество. Не зря говорят: "Чтобы быть хорошим педагогом, надо любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь"

    Главное, на мой взгляд, это то, что человек, пришедший в эту профессию, может найти себя и как психолога - консультанта, или как психодиагноста, или все вместе. То есть всегда будет к чему стремиться, всегда можно будет попробовать научиться чему - то новому. В этой науке есть много направлений, из которых можно выбрать именно то, чем хочешь заниматься всю жизнь.

В каком именно направлении иду я? На данный момент - это мир «дошкольного детства». Загадочный мир детской души, как он многолик и разнообразен! И познать его взрослому человеку порой бывает очень нелегко.

    Я где-то слышала, что серость порождает серость, а огонь - зажигает огонь. Полностью с этим согласна. Поэтому на занятиях с воспитанниками, и в свободное время, стараюсь использовать и нестандартные ситуации, и проблемные задачи, и занимательные истории, и творчество. Не зря говорят: "Чтобы быть хорошим педагогом, надо любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь"

  В своей профессии педагога-психолога, главным я считаю – научить ребенка, адаптироваться в окружающем мире и научить взаимодействовать с ним. Ведь жизнь человека – это адаптация. От появления на свет и до последнего момента мы приспосабливаемся к условиям, которые нам диктует время, общество. И каждому из нас, взаимодействуя с миром, необходимо чувствовать себя в этих условиях комфортно.

      Думаю, вы согласитесь со мной, что понятие «профессионализм» включает в себя не только педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога. Поэтому, моя задача, как старшего воспитателя ДОУ и как педагога психолога выявить такой потенциал педагога, изучить его опыт, увидеть в нем ценность для других педагогов и наладить тесное сотрудничество единомышленников.

   Мне нравятся люди, которые способны увлечь других своими идеями, которые никогда не останавливаются на достигнутом и всё время двигаются вперёд. Поэтому я - за внедрение в практику инновационных технологий. Новому детскому саду нужен новый педагог, мобильный, готовый к восприятию инноваций и умеющий действовать по-новому. Если не делать этого, мы перестанем понимать своих воспитанников, а они нас…

    Свою работу строю на доверии, не забываю о профессиональной этике и ответственности. Эффективное сотрудничество с педагогами, специалистами всегда будет способствовать оптимизации контактов с детьми и их родителями.

    Спасибо, моим уважаемым коллегам, что они меня всегда поддерживают в начинаниях и активно участвуют в работе.

       Детский сад – маленький мир. В нем я чувствую себя свободно, легко. Мне нравиться то, чем я занимаюсь. И радость, которую мне приносит моя работа, не оценивается чем-то материальным. Чувствовать ответственность, свою сопричастность к чему-то большому – это большое счастье. Ведь, как говорил Абрахам Маслоу: «Чтобы находиться в согласии с собой, человек должен быть тем, чем он может быть».